Игры для детей 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет можно поиграть с ребенком в игры на развитие восприятия: зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного, слухового.

Восприятие – это психический процесс познания окружающей действительности с помощью различных органов чувств, который формируется у малыша целостный образ того или иного объекта или явления.

Игры для детей 3-4 лет на развитие зрительного восприятия

Что нарисовано?

Выбираем любую картинку. Размер её должен быть не больше А4. Дополнительно подготовим чистый альбомный лист. Проделываем в нем отверстие, диаметром в 5-ти рублевую монету.

Затем накладываем лист на рисунок. Передвигая лист с отверстием по картинке предложите ребенку догадаться, что на ней нарисовано.

Безусловно, через это отверстие ребенок сразу сможет увидеть совсем небольшой фрагмент рисунка. Таким образом, ребенок из частей увиденного формирует образ целого.

Игры для детей 3-4 лет на развитие вкусового восприятия

Кушаем фрукты и овощи

Фрукты реквизит игры для детей 3-4 лет на развитие вкусового восприятия

Для игры нам понадобятся фрукты или овощи. Аккуратно нарезаем их на мелкие кусочки. Затем малыш закрывает глаза, а мы даем ему пробовать один из кусочков. Задача ребенка — угадать, что он съел. Конечно же, начать нужно с наиболее знакомых для крохи продуктов, потом постепенно усложнять. Прежде всего, обратите внимание малыша на вкусовые качества фруктов и овощей. Они могут быть мягкие или твердые, сладкие и не очень, кислые, сочные и т.п. Игру сопровождайте пояснениями: где эти фрукты или овощи растут, какая от них польза, обращаем внимание на цвет, форму, вкус.

Попробуйте поменяться с малышом ролями. Вы закрываете глаза, а он вас кормит. Разумеется, вы не все ответы дадите правильно😉. Это обстоятельства очень веселит малышей и подталкивает к рассуждениям и объяснениям правильного ответа.

Игры для детей 3-4 лет на развитие тактильного восприятия

Волшебный мешочек

Положите в сумку несколько игрушек разных по форме, размеру и качеству выполненного материала. Предложите ребенку нащупать любую игрушку и, не вытаскивая, сказать, что это за игрушка.

Реквизит игры для детей 3-4 лет "Волшебный мешочек"

Другой вариант — на ощупь найти конкретную игрушку, например, зайку или кубик. Конечно же эти игрушки должны быть ему хорошо знакомы.

Коробка с сюрпризом

Эта игра во многом похожа на предыдущую. Только вместо мешочка мы использует коробку. Как видно на фото, необходимо проделать в коробке две небольшие дырки для рук. Затем помещает в коробку различные предметы и предлагаем малышу.

Игры для детей 3-4 лет на развитие слухового восприятия

Угадай звук

Предложите малышу по звуку отгадать, какому предмету принадлежит этот звук. Например, листаем книгу, закрываем крышку кастрюли, открываем холодильник, шелестим пакетом, рисуем карандашом на бумаге, открываем кран и т.п.

Если малышу не удается дать правильный ответ, то разрешите ему открыть глаза и повторите действие, создающее этот звук.

Музыкальные инструменты

Наверняка к возрасту 3-4 лет вы уже запаслись набором игрушечных музыкальных инструментов. Если нет, то очень рекомендую. Это не только хорошая возможность поиграть и познакомиться с их названиями и звучанием, но и отличный способ развить слуховое восприятие малыша.

Малыш закрывает глаза, а вы создаете звук. Теперь ребенок должен назвать музыкальный инструмент, который издал этот звук.

Чтобы игра не наскучила, поменяйтесь с ребенком ролями.

Игры для детей 3-4 лет на развитие обоняния

Угадай по запаху

Разложите в стаканчики продукты, имеющие достаточно сильный запах: например, кусочки цитрусовых, ароматный виноград, соленый огурец, чеснок, кофе. Обратите внимание, что они имеют определенный свойственный только им запах. Предложите поиграть. Перемешиваем стаканчики и выбираем один из них. Затем малыш не открывая глаз пытается определить по запаху, какой это продукт.

Обращайте внимание малыша на запахи и их принадлежность. Например, на прогулке можно познакомиться с запахом свежей скошенной травы, запахом выхлопных газов автомобилей, запахом дыма, луговых трав и т.п.

Игры для детей 3-4 лет на развитие памяти и внимания

Что пропало?

Для этой игры можно использовать все, что есть у вас под руками. Выкладываем предметы в ряд. Затем даем малышу немного времени, что бы он запомнил их. Затем ребенок отворачивается, а вы прячьте один их этих предметов. Пусть малыш постарается вспомнить какой предмет пропал. Сначала рекомендуется брать не более 5- ти предметов. А если ребенок начинает с легкостью справляться с такой игрой, то количество предметов можно увеличить.

Можно в качестве предметов использовать игрушки, а иногда для разнообразия брать канцелярские принадлежности и предметы быта. Главное, чтобы они были знакомы малышу.

Мой сын очень любит машинки, поэтому мы пробовали играть составив ряд из машинок. Пожалуй, такой вариант игры ему нравится больше всего.

Съедобное — несъедобное

Игра с мячом. Вы называете какой-либо предмет, а малыш должен сообразить съедобный он или нет. Если съедобный, то мяч нужно поймать. Если не съедобный — отбросить.

Поиграв немного предложите малышу поменять правила игры.

Например, вы будите называть живые существа и неживые предметы. При названии живых существ нужно поймать мяч, неживых — мяч отбрасывать. Можно называть имена. Например, если называть мужские — мяч ловить, женские — отбрасывать. Потом наоборот.

Таким образом, развивается способность переключения внимания, необходимая для успешного обучения ребенка.

Зеркало

Взрослый показывает малышу любые движения, жесты, произносит слова, а ребенок повторяет, стараясь как можно точнее скопировать увиденное.

Эта, на первый взгляд, простая игра является мощным инструментом для развития внимания. Однако, не стоит играть в неё долго, так как она требует сосредоточенности и быстро утомляет ребенка.

Подвижные игры для детей 3-4 лет

Танцы

В этом возрасте ребенок без труда может повторять за взрослыми несложные движения. Включите музыку. Можно взять ленты, платочки и воздушные шарики. Веселье гарантировано!

Полоса препятствий

Полоса препятствий из подушек, одеял, лент остается актуальной и в этом возрасте. Регулируйте уровень сложности. Малыш не должен проходить без каких-либо усилий, да и слишком сложной делать её тоже не стоит, так как ребенок может потерять интерес. Пробуйте и экспериментируйте.

Полоса препятствий на велосипеде

Если катать на велосипеде стала не так интересно, то можно соорудить полосу препятствий. Например, поставить несколько кегль или мячей, которые нужно объезжать.

Пройди и не дотронься

Используйте ту же полосу препятствий, добавляя новое условие: нужно пройти, не дотрагиваясь до указанных вами лент или других предметов, которые вы использовали при строительстве полосы.

Игры с мячом

Предложите малышу сбивать мячом легкие предметы (мячи, коробки, пластиковые бутылки). Покажите, как набивать мячик рукой о землю. Пусть ребенок попробует.  Самое время поиграть в «Съедобное – несъедобное».  Бросаем друг другу мяч, и называем съедобные и несъедобные предметы. Если назван съедобный предмет, то мяч ловим, если несъедобный, отбрасываем мяч, возвращая его обратно.

Первые сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Дочки-матери

Это одна из популярнейших сюжетно-ролевых игр.

Игра не нова, но интерес малышей к ней никогда не гаснет. Девочкам всегда хочется побыть в роли мамочки: ухаживать за младенцем, кормит, поить, водит на прогулку, менять подгузник, укладывает спать. Используйте потенциал готовых игрушек для девочек, если есть такая возможность – коляски, кроватки, одежда для кукол и т.п.

Любимые зверушки

Играем с мягкими игрушками. Наверняка в доме найдутся таковые. Придумываем сюжеты игр. Например, про зайчика, как он бегает по лесу, что кушает, от кого прячется. Зайчик потерялся, как будем его искать? По следам. А какие у него следы? Давай посмотрим на его лапки. Обращаем внимание на то, что папа зайчика-заяц, мама-зайчиха, малыш – зайчонок.

День рождения

 Малышу предстоит подготовить праздничные угощения, накрыть на стол, расставить тарелки, повесить украшения и как же без подарков для именинника. Именинником может быть не только малыш, а, например, его игрушка.

Домик

 Предложите малышу построить домик из подушек и покрывал. Приходите к нему в гости, стучитесь, предварительно звоните ему по телефону и предупреждайте о визите. Учите малыша быть вежливым и гостеприимным. Помогите создать в доме уют.

Словесные игры для детей 3-4 лет

Называйте предмет, а ребенку предложите:

-назвать его же, только в уменьшительно-ласкательной форме. Например, рука-ручка, платье – платьице,  машина-машинка.

— подобрать противоположные по значению слова – антонимы (холодно-жарко, гора- яма, высоко-низко)

— назвать предмет во множественном числе (нога-ноги, лес-леса, круг- круги)

— назвать предметы, относящиеся к определенной категории  (фрукты: яблоки, бананы и т.п., овощи: морковь, свекла  и т.д., мебель: стул, кровать, шкаф и т.д., транспорт: автобус, автомобиль, поезд и т.п., посуда: кастрюля, сковорода, чайник и т.д.)

— объединить предметы в группу. Вы называете предметы, например, яблоки, бананы, апельсины, а ребенок должен сказать к какой группе они все относятся – фрукты.

Рекомендуем: словесные игры для детей

Игры с песком

Возьмите поднос и насыпьте в него немного песка (манки, муки и т.п.). Покажите ребенку как пальчиком можно нарисовать на песке простые рисунки (солнышко, рыбку, морские волны и т.п.). Научите малыша, как нужно встряхнуть поднос, чтобы поверхность снова стала гладкой.

Изображариум

 Загадайте животного. Ребенку предложите отгадать животное, которое вы загадали, используя ваши подсказки. Показывайте малышу, как животное двигается, какие звуки произносит. Потом предложите ребенку выступить в роли ведущего и самому загадать вам такую загадку.

Рекомендованные статьи