Главная | Статьи | Полезно знать

 

   

 

      
 

 

 

Игры по возрастам:

от 1-2 лет

от 2-3 лет

от 3-4 лет

от 4-5 лет

 

Что развиваем:

речь

мелкая моторика

внимание

 

 

Виды игр:

словесные

подвижные

 

Где играем:

дома

на улице

 в ванной

 

 

 

 

 

 

 

Несомненным достоинством словесных игр является отсутствие необходимости  в предварительной подготовке и каких либо дополнительных материалов. Словесные игры предполагают исключительно речевое взаимодействие. Именно поэтому, играть в них можно везде: дома; на прогулке; в дороге.

 Словесные игры стимулируют развитие важнейших познавательных психических процессов, таких как внимание, память; мышление; воображение; речь.

Словесные игры для малышей

        

 «Чей это звук?»


Взрослому отведена роль ведущего. Он произносит звуки. А малыш должен постараться отгадать, кому эти звуки принадлежат. Какие это могут быть звуки: звуки животных, звуки которые издает техника ( сигнал автомобиля, гул мотора машины, гудок парохода, шум колес поезда),  звуки спецтранспорта, звуки сигнализации папиной машины, звонок телефона, звук дверного звонка.

 

С детьми постарше можно поиграть  в  «Угадай мелодию». Напевая известные мелодии, предоставьте ребенку возможность их отгадывать.

 

 

Потерялся. Начинает игру взрослый: «Малыш коровы потерялся. Давай поможем коровке найти её детеныша. Скажи, как мама корова будет его звать?» Малыш должен ответить “МУ”. Если ответ верный, то взрослый восторженно объявляет, что  теленок нашелся и прибежал к своей маме. Затем взрослый снова начинает игру: теперь теряется другой детеныш.

 

 

 

День рождения. Взрослый начинает игру: «Сегодня день рождения  у слона, давай подарим ему подарки, названия которых начинаются на букву «С»». Вместе  с малышом придумываем как можно больше предметов на букву «с».

 

Когда идеи заканчиваются, взрослый объявляет, что слон очень доволен, ведь он получил так много подарков.  Далее взрослый может начать игру сначала, выбрав другого животного: «А завтра день рождения  у носорога,  а что же подарить ему? Носорог любит подарки на букву «Н» и т.д.

 

 

Звериная семья. Взрослый начинает: «У папы кролика и у мамы крольчихи, малыша зовут …». Малыш отвечает. Затем опять вступает взрослый.  «У папы барана и у мамы овцы, малыша зовут …». Ребенок дает ответ.

 

Со временем можно менять задания. Например, называть только маму или только папу, или детеныша,  а ребенок должен будет назвать остальных членов звериной семьи.

 

 

Волшебные слова. Взрослый обращается к малышу с просьбой (самой простой, не требующем затрат времени и больших усилий). Задача ребенка выполнить её, только  в том случае, если взрослый не забыл произнести волшебное слово «пожалуйста». Не забудьте поблагодарить малыша. 

 

 

 Угадай предмет. Взрослый загадывает любой предмет. Лучше если он будет находиться  в зоне видимости, и начинает описывать его: форму, цвет, звуки которые он издает, какие характерные особенности. Малыш должен догадаться, какой предмет загадан.

 

 

Ты откуда?. Взрослый называет малышу тот или иной предмет и спрашивает как он появился. Например, как появился хлеб-испекли, дерево – посадили, варежки-связали.

 Репортер. Определяем  тему интервью. Например, беседа с артистом или футболистом, мореплавателем, африканским животным  и т.п. Можно обсудить тему последнего посещения зоопарка или поездки на отдых.  Дайте возможность ребенку побыть  и  репортером и респондентом.
 

Игра развивает воображение, тренирует умение входить в роль, импровизировать, расширяет словарный запас.

 

 

 Словесные игры для старших дошколят и школьников

Снежный ком

Один из игроков называет любое слово. Например, обезьянка. Каждый последующий игрок прибавляет новое слово, повторяя всю фразу целиком.

Обезьянка купила..

Обезьянка купила панамку…

Обезьянка купила панамку  для…

Обезьянка купила панамку для хвоста….

Постепенно рассказ будет расти. Задача игроков не только повеселиться, придумывая интересные повороты  в истории, а запоминать  и передавать следующему игроку рассказ, не упустив, ни слова. Кто ошибается – выбывает из игры.

Смешинка

Ведущий задает самые разные вопросы игрокам, на которые они должны дать один заранее условленный ответ, например, редиска, сосиска, пипетка, помидор, морковка и т.п. Цель игры – сохранить серьезное лицо. Засмеявшиеся -  выбывают из игры.

«Нофелет»

Ведущий произносит слово. Например, карандаш. Задача игроков произнести слово задом наперед. Кто первым даст правильный ответ, тот и выиграл.

 

Шифровка. Игрок называет слово (желательно сначала выбирать короткие слова). Задача другого игрока придумать предложение, состоящее из слов, начинающихся с букв задуманного. Например, слово «лимон» можно расшифровать как «ленивый индюк моет опухший нос» или «любимая история Маши о носороге». В процессе игры прекрасно развивается образное мышление.

 Что общего. Первый игрок называет  2 существительных. Например, небо и суп. Следующий игрок должен сказать, что общего между небом и супом. Ответы могут быть самыми разными, главное чтобы  в них прослеживалась хоть какая-то логика. Например, в небе есть птицы, и суп тоже бывает  с птицей. Ответ принят.

 

Игрок оставляет второе слово и прибавляет свое новое. Например: «Что общего между супом и  газировкой?» Следующий дает ответ. и т.д. Кто затрудняется ответить  в течение условленного времени – выбывает из игры или же проигрывает (если играют  вдвоем).

Почему? Играть можно командами, а можно и вдвоем. Придумываем вопрос, начинающийся со слова «почему». Например,

Почему  в банке нет варенья? И придумываем по очереди объяснения:

Потому что его съел пробегающий мимо страус

Потому что банка с краской

Потому что прилетал Карлсон

Потому что бабушка пекла пирожки

Потому что банк – сберегательный и т.д.

Кто последний придумает объяснение обстоятельству, тот и победитель.

 

«Тройка»

Эта игра одна из разновидностей «Шифровки». Один игрок называет любую букву. Задача другого игрока составить предложение из трех слов так, чтобы все слова начинались на эту букву. Так, например: «Р»  «Разлилась разноцветная река» или «У» «Улыбнулась умница улитка», «Д» «Давайте делать добро» и т.п.

 

 

Не умею!

Игрок называет любой предмет и несвойственную ему функцию. Следующий – должен назвать тот предмет, который эту функцию выполняет, а затем называть другую, несвойственную уже второму предмету функцию.

Так, например: "Я слон, я не умею летать". "А я - самолет, я умею летать, но не умею сочинять музыку". И т.д.